Совершенно Конкретно | статья: В мае на манеже - клоун Май

Под именем клоун Май на арене Ижевского цирка выступает народный артист России Евгений Майхровский. Всего один раз знаменитый клоун был в Ижевске - в 1966 году, и вот через сорок лет судьба снова привела его в столицу Удмуртии. Правда, теперь он приехал в цирк 21 века и привез с собой всю свою семью - цирковую династию Майхровских. Наш разговор с поклонником классической советской школы клоунады, лирическим и солнечным клоуном Маем начался с его похвалы нашему цирку: - Здорово, что в наше время строят такие цирки. Это отношение властей к культуре и народу. Отдача в зале идет очень хорошая, чувствуется, что зрители ценят это грандиозное здание, ощущают себя здесь комфортно и радостно. Мне нравится работать в вашем городе. - Евгений Бернардович, по манере общения с залом вы придерживаетесь классического диалога со зрителем? - Да, я не буффонадный клоун. Сначала был Карандаш, потом он раздвоился в Ингебарове и Попове. Я в каком-то роде их последователь. Зрителей, стариков и детей превращаю в равных. Для меня именно это важно. Работа со зрителем - это всегда сложно. Моя задача - не смеяться над ним, а доставить ему удовольствие. Это тонкая работа, здесь нужны большой опыт и наблюдательность: кого позвать, как разговаривать… - А как вы стали клоуном? - Моя клоунада началась, как родился. Папа с мамой - акробаты, а мама всегда была домашним комиком. Я весь в нее - дома постоянно шучу. В 3 года я стоял на плечах у мамы, она - на папе, а я вверху читал стихи про Жучку. Собак люблю. У меня был такой номер: в одном чемодане у меня собачки, а в другом сидела внучка. Потом они выскакивали в таких же костюмах, как у меня. В 5 лет моя дочь уже скакала на лошади в Бельгии. Сын окончил французскую спецшколу, поступил в институт на переводчика. Все это бросил и приехал ко мне в Сочи: «Я с тобой!». В 16 лет пошел работать служащим по уходу за животными. У нас такое правило: все дрессировщики должны пройти через уход, кормежку, уборку боксов и только потом получают право выйти на манеж. А вообще, и сын, и дочь окончили режиссерский факультет ГИТИСа. - Сегодня на манеже с вами работают внук, внучка, сын, дочь и жена. Это сложно? - Самое трудное в цирке - стать хорошим артистом и создать свой номер, но еще труднее в цирке - сохранить семью. А сделать и то, и другое - почти невозможно. Мне пока удается. Сыну Борису - 46, дочке Елене - 35, внучке Наташе - 23, внуку Жене - 15, и все они со мной - в цирке. Из цирка да в церковь?! - Клоун - это цирковой актер-многостаночник, надо многое уметь. Вы на манеже демонстрируете разнообразные таланты. - Я - воздушный гимнаст, акробат-прыгун, играю на саксофоне, трубе, жонглирую. Мои ремесла - воздушный полет на батуте, дрессура домашних животных. По проволоке ходил. В общем, что надо было, то и делал. - И все-таки расскажите, с чего все началось. Основатель вашей династии - отец. Чем он занимался в цирке? - Отец - поляк, родился в Варшаве. Семья убегала от немцев, и его грудным младенцем привезли в Москву. Я жил в доме, где была «вавилонская башня»: там были евреи, татары, поляки. Помню, жила еврейка с фамилией Гитлер. К ней приходили из НКВД - поменяй, мол, фамилию. А она им: «Я к этому подонку и фашисту никакого отношения не имею!» Ну кто ее в 94 года будет трогать?! Папа сначала работал на заводе, затем пошел в акробатику, встретил маму, она была балериной. Стали вместе работать в цирке и на эстраде. Потом преподавали в цирковом училище. Я не хотел в цирк, мечтал быть театральным комиком. Когда я поступал во все театральные заведения Москвы, меня не брали из-за дикции - я свистел, шепелявил, очень плохо говорил. - Как же вы преодолели этот барьер? - 10 лет я учился правильно говорить. «Речевики» в цирковом училище согласились меня принять на учебу с условием, что через полгода я буду хорошо говорить… Во втором семестре я уже получал повышенную стипендию. Но я не отходил от фортепиано - пел, проговаривал скороговорки, делал артикуляционные упражнения… Как-то на гастролях в Орле во время моих обычных часовых занятий речью я вышел на речитатив: «Спой мне, о, Муза…». А в зале сидел бородатый мужчина, внимательно слушал, а потом подошел: «Сынок, ты тут что делаешь?» Я без костюма был, говорю: «Клоуном работаю». «А сколько ты получаешь?» - спрашивает. Я тогда зарабатывал 42 рубля. «Пойдем ко мне, я тебе в 10 раз больше платить буду!». Я говорю: «Папаша, а куда ты меня зовешь?». «В церковь!». Ну, думаю, нет, из цирка да в церковь как-то неудобно… Меня переманивали на эстраду, я снимался в кино - «Сказка о царе Салтане», прочили большое кинематографическое будущее. В этом фильме я играл шута при Олеге Видове, при Голубкиной, Рябининой… Режиссер Птушко долго не мог найти для сцены свадьбы шута невесту, а потом предложил: «Да у тебя жена-красавица, давай ее снимем!». Так у нас с ней была свадьба в кино: в карете, в цветах… - А когда настоящую свадьбу сыграли? - Это тоже целая история. Расписались в московском загсе, в Столешниковом переулке. Я в солдатской форме, выходим, а в Кремле стреляют пушки, фейерверк, 1960 год, 17 апреля, 12 часов дня. Она спрашивает: «В чем дело?». Я ей: «Это я заказал». Потом узнали, что тогда был день рождения Никиты Сергеевича Хрущева. - А почему в солдатской форме? Вы служили в армии? - Да, из училища меня призвали в армию. Я три года отслужил в войсках МВД - спецроте стрелкового училища, создал солдатский цирк, стал хорошим лыжником, моржевал… Место службы - 101-й км под Москвой. Замполит, при условии, что я создам солдатский цирк, дал мне разрешение готовиться к поступлению на заочное отделение в театральный институт. Каждый день мне приходилось поднимать ребят в 4 утра для занятий акробатикой. Все ложились в 22-00, а я сидел до 24-00, готовился к вступительным экзаменам. - Поступили? - Да, служил в армии и учился заочно. Вторая моя профессия - театральный журналист, я окончил театроведческий факультет ГИТИСа. - Вы всегда добиваетесь своего? - Я «пахарь» по жизни. Труд, упорство, интерес к профессии. Сейчас вот пишу книгу «Риск». Не только о риске в профессии, но и о риске в жизни. Очковые пингвины - без очков не увидишь! После представления мы пообщались и с Борисом Майхров-ским - заслуженным артистом России, руководителем и продюсером программы «Пингвин-цирк». - Вы действительно единственные «укротители пингвинов»? - В мировом цирке только в России работают с пингвинами. А в России дрессированные пингвины только у нас! У нас сейчас реализуется идея большого спектакля, в котором мы хотим очеловечить животных: морских коньков, осьминогов, пингвинов… Это театр морских животных. Пока зритель видит три четверти этого проекта. - Как родилась идея дрессировать пингвинов? - В 1990 году я увидел фотографию 1956 года, где Дуров с пингвинами. Меня это заинтересовало. Пингвинов мы купили в Японии. Думали, все мужского пола. А в Уфе один «пингвин-сан» снес яйцо. У нас был шок. Все они рождены в третьем поколении в неволе. Это упрощает работу, животные уже адаптированы. - В чем сложность их содержания? - У пингвинов нет иммунитета. Там, где они живут, экологически чистые условия. Когда они попадают с холода и от чистой морской воды сюда - это проблема. Мы стараемся предотвращать заболевания. Наши пингвины относятся к виду очковых пингвинов, которые наиболее приспособлены к тем условиям, в которых мы существуем. Но они небольшого размера. Почти всегда это удивляет зрителей. Но других можно увидеть только в Антарктиде!

Похожие статьи:

Hosted by uCoz