ОБЗОР СОБЫТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗА МАЙ 2005 г

ОБЗОР СОБЫТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗА МАЙ 2005 г. Политическая жизнь за месяц. Доминантой политической жизни мая был указ президента республики о досрочном роспуске парламента и отмена этого указа. Событие носило беспрецедентный характер – впервые в истории постсоветской России региональный лидер распускал парламент. Ситуация завершилась тем, что в нее вмешался полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе, и президент Хазрет Совмен отменил указ. В целом ситуация выглядела необычно. Плохо просматривались реальные цели и смыслы роспуска парламента. Президентом был распущен послушный ему законодательный орган, который лишь в редчайших случаях в лице одиночек был способен на незначительное ослушание – не санкционированные исполнительной властью высказывания. Законы же и другие документы, которые предлагал глава республики или его представители, Государственный Совет принимал всегда. Непредвиденное решение президента Адыгеи вызвало волнение депутатского корпуса и оставило население безразличным.ОБЗОР СОБЫТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗА МАЙ 2005 г В то время как депутаты горячо обсуждали варианты своего возможного поведения и говорили о «государственном перевороте», граждане оставались равнодушными. В защиту парламента они не выставили даже маленького пикета. По мнению наблюдателей, в результате этой истории проиграл президент Адыгеи. Он предстал как лидер, способный принимать самые серьезные решения и тут же, несколько дней, отменять их. Кроме того, команда президента, а, значит, и сам президент, предстали как люди, плохо разбирающиеся в законодательстве. Явно неудачно была выбрана причина для досрочного роспуска парламента, приведенная в указе Совмена. Указ был оспорен прокуратурой республики. Другим итогом событий вокруг республиканского парламента явилось то, что в результате дискуссий и протестов, парламентарии стали более смелыми, утратили былой трепет перед президентом. открыто требовать «исключить из практики работы Администрации Республики Адыгея давление на депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея с целью принятия желательных для исполнительной власти решений, а также с целью подачи депутатами заявлений о досрочном сложении полномочий и последующего роспуска Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» ( Советская Адыгея , 4 июня). Еще одним итогом явилось то, что депутаты выступили против негласной цензуры СМИ, осуществляемой исполнительной властью. История с роспуском парламента началась 18 мая. В этот день был издан указ Совмена о досрочном роспуске Государственного Совета – Хасэ. В нем говорилось, что он начинает действовать с момента подписания. Депутаты, узнав о своем ниспровержении из дневного выпуска теленовостей или другим случайным образом, рвались на рабочие места в республиканский «Белый дом» для обсуждения ситуации. Однако милиционеры не пускали их в здание. Ближе к вечеру депутатов все-таки пропустили в зал заседаний, где обычно проходят сессии парламента. В этот же зал пришли представители исполнительной власти – Талий Беретарь, глава администрации президента; Борис Гокжаев – вице-президент, Асфар Хагур, вице-премьер и некоторые другие. В зале также находились «федералы» - Михаил Прихленко, прокурор республики; Анатолий Одейчук, главный федеральный инспектор по Республике Адыгея и Краснодарскому краю. Сначала выступали депутаты, которые подвергли критике указ о роспуске Госсовета как не соответствующий законодательству. Представители власти доказывали обратное. Причиной роспуска парламента, изложенной в указе, называлось то, что в 2002 и в 2004 г.г. Госсовет не предусмотрел финансирование самоуправления небольшого сельского округа в бюджете республики. Это противоречило конституции Адыгеи. На данное противоречие указал Конституционный суд республики, сделав вывод о том, что парламент должен понести конституционно-правовую ответственность. Депутаты же считают, что законы о бюджете на 2002 и 2004 г. г. утратили силу, срок их действия истек. Кроме того, закон о бюджете вносится в парламент правительством, а не депутатами. Подписывает законы сам президент. Вскоре после дискуссии о законности указа, на этом же совещании, выяснилось, что существует некий негласный ультиматум парламенту, не связанный с формальной причиной его роспуска. Администрация Совмена предложила парламенту сделку – отозвать указ о роспуске парламента в обмен на переизбрание спикера одной из палат – Мухарбия Тхаркахова. Предложение по отставке Тхаркахова было сделано на встрече с главами парламентских комитетов 18 мая, до того как основная часть депутатов собралась на чрезвычайное совещание. Многие депутаты были возмущены этим предложением и решили обратиться к президенту РФ Путину в связи с возникшей ситуацией. Вариант наиболее радикального депутатского Обращения не был утвержден. Был принят текст более умеренный. В нем, в частности, говорилось, что указ о роспуске парламента «появился на свет по надуманным основаниям, не подкрепленный вину Государственному Совету – Хасэ Республики Адыгея ставится принятие законов Республики Адыгея о республиканском бюджете на 2002 и 2004 годы, во-первых, внесенных, подписанных и обнародованных самим Президентом Республики Адыгея Х.М. Совменом, а во-вторых, утративших силу в связи с истечением срока их действия соответственно в 2002 и 2004 годах». «Помимо создания конфликтной юридической коллизии в отношениях Президента Республики Адыгея как главы ее исполнительной власти и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея как органа законодательной (представительной) власти Республики Адыгея, упомянутый Указ дестабилизирует внутриполитическую ситуацию в Республике Адыгея, вызывает противостояние между ветвями власти в субъекте федерации, отличавшимся прежде устойчивым политическим положением, втягивает в конфликт, который неизбежно будет нарастать, политические партии и общественные движения, а также само многонациональное население республики». Депутаты не стали докладывать Путину о том, что с них требовали переизбрания Тхаркахова в обмен на «прощение». Однако они написали президенту РФ: «Создается впечатление, что при издании Указа Президент Республики Адыгея и его близкое окружение не просчитали возможные последствия этого шага, а исходили лишь из некоторых субъективных соображений формирования будущего парламента Республики Адыгея, полностью лояльного исполнительной власти республики, независимо от проводимой политики и ее результатов»; «Особую тревогу вызывают немотивированные практические действия Администрации Президента Республики Адыгея, которая с 18 мая 2005 года до официального опубликования Указа Президента Республики Адыгея в средствах массовой информации запретила допуск депутатов Парламента в здание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея на свои рабочие места». Депутаты попросили Путина о «вмешательстве в возникшую ситуацию» и проведении «согласительных процедур для ее правового и политического урегулирования, предусмотренного статьей 85 Конституции Российской Федерации». 19 мая пресс-служба парламента обнародовала официальное Сообщение, в котором указывалось на то, что «Администрация Президента Республики Адыгея стала проводить работу, направленную на сложение полномочий отдельными депутатами республиканского Парламента с тем, чтобы стало невозможным продолжение его сессии из-за отсутствия необходимого кворума. Также оказывается давление муниципальных образований и руководителей представительных органов для принятия решений в поддержку выше названного указа». По информации оппозиционной газеты «Закубанье», 19 мая также стало известно о том, что «администрация президента [Совмена], понимая, что Указ не законен, уговаривает депутатов написать заявления о добровольном сложении своих полномочий. Некоторым «доброжелатели звонили с угрозами домой, другим – предлагали деньги. А у депутата Чернышкова заявление выманили обманным путем» ( Закубанье , №10 (153), май). Все же, как выяснилось позже, у руководства парламента не оказалось ни одного заявления с просьбой досрочного сложения полномочий. В этом же номере газеты говорилось о том, что глава администрации Совмена дезинформировал общественность: «на пресс-конференции для СМИ заявил, что большинство населения республики поддерживает Указ, и сослался на письмо с одобрением действий президента, полученное им от депутатов Майкопского горсовета. На самом деле горсовет Указ президента не поддержал». 23 мая мнения депутатов о незаконности указа Совмена подтвердила прокуратура республики, которая вынесла протест на указ. Прокуратура мотивировала протест различными обстоятельствами и, в частности, тем, что бюджетный 2002 г. истек, местное самоуправление «неучтенного» сельского округа де-факто регулировалось на уровне межбюджетных отношений и это соответствовало федеральному законодательству. Прокуратура указала также на то, что итоги истекшего 2002 бюджетного года были утверждены парламентом, и что проекты законов о республиканском бюджете в «рассматриваемой части» вносились президентом Адыгеи после предварительного рассмотрения кабинетом министров республики и в предложенной исполнительной властью варианте утверждались парламентом. Александр Шелудшев, редактор «главной» республиканской газеты «Советская Адыгея», отказался публиковать протест прокуратуры. 24 мая в республику для урегулирования ситуации прибыл полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак. Между Госсоветом и президентом Адыгеи был подписан согласительный протокол, в соответствии с которым депутаты обязывались принять новые законы. В их числе – законы о выборах в республиканский парламент и о порядке самороспуска парламента. В день подписания мирного договора между сторонами, в адрес адыгейского парламента поступили телеграммы поддержки от председателя Народного Хурала Республики Калмыкия, депутатов законодательных собраний Ростовской области и Краснодарского края. Краснодарские краевые депутаты рекомендовали своим адыгейским коллегам не поддаваться на уговоры исполнительной власти о досрочном сложении полномочий. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский прислал телеграмму, в которой поддержал указ о роспуске парламента и выразил надежду на то, что новый состав депутатов Госсовета будет лучше старого. По итогам истории с парламентом Дмитрий Козак сделал заявление о том, что «конфликта внутриполитической ситуации в Республике Адыгея не » ( Советская Адыгея, 25 мая). Однако очевидно, что был конфликт президента с парламентом. Хотя он и носил довольно странный характер. Его истинные причины остаются не вполне ясными. том, что объявленная президентом причина роспуска парламента является лишь формальным поводом. Действительными причинами разгона парламента называются четыре. Выдвигается гипотеза о том, что настоящей причиной послужил личный конфликт Беретаря, руководителя администрации президента, с Тхаркаховым, спикером палаты парламента. Беретарь пошел на то, что, съедая Тхаркахова, он заодно проглотил и всех депутатов. Согласно другой гипотезе, президент решил разогнать парламент за то, что тот стал проявлять повышенный интерес к расходованию бюджетных средств, чем «обидел» фаворита президента - Татьяну Кирилову, министра финансов республики. В прошлом Кирилова работала с Совменом в золотодобывающем бизнесе. Была у нынешнего президента Адыгеи, а тогда – руководителя золотодобывающей кампании – главным бухгалтером. Согласно третьей версии, президент Совмен упразднил парламент потому, что видит в парламентариях недоброжелателей, которые могут президентом республики еще на один срок. В соответствии с новым избирательным законодательством, президент республики будет наделяться полномочиями региональным парламентом. Кандидатуры будут вноситься президентом РФ Путиным. Совмен опасается, что если Путин предложит парламенту его кандидатуру, то депутаты могут не поддержать такое

Похожие статьи:

Hosted by uCoz